Российские железные дороги — средоточие колоссального материально-экономического потенциала, результат труда и самоотверженного подвига многих поколений.

В условиях государственно-монополистического капитализма РЖД является полной и точной иллюстрацией социальной структуры капиталистического эксплуататорского общества. Наверху по многочисленным отделам, управлениям и департаментам сидят высокооплачиваемые «белые воротнички», сыночки и дочечки чинуш, а внизу — в тяжёлом поту трудятся тысячи работяг, обслуживающих дорогу.

При этом дорога сама служит далеко не всем. Подавляющая часть нынешних капиталистов не может позволить себе пользоваться самым дешёвым и быстрым транспортом. Во-первых, он не такой дешёвый, а во-вторых — расщепление бизнеса на маленькие сегменты не тянет на вагонные партии товаров и комплектующих. Именно по этой причине грузы перевозятся по-старинке автотранспортом, что приносит колоссальные издержки. Железной дорогой пользуются только очень крупные корпорации, государственно-сырьевые компании. При этом дорога всё равно не окупается, и огромная часть затрат РЖД ежегодно компенсируется из федерального бюджета или фонда национального благосостояния. По факту происходит государственное финансирование и без того не бедных компаний, пользующихся железной дорогой. Налицо — описанный Карлом Марксом финал любой положительной рыночно-капиталистической системы, когда самый крупный капитал начинает жить не за счёт рынка и производства, а за счёт государства и более мелких капиталистов. РЖД и здесь является полной и точной иллюстрацией вырождения капиталистических отношений.