«Сила правительства держится на невежестве народа, и оно знает это и потому всегда будет бороться против просвещения. Пора нам понять это».
Л.Н. Толстой.
Любое общественное развитие сталкивается с проблемой узурпации власти теми, кому однажды эта власть по попустительству божьему досталась. Существует и ряд научных теорий, описывающих способы и приёмы обеспечения господства одних классов и групп — над всем обществом.
В России власть в этом деле преимущественно пользуется теорией итальянского учёного и общественного деятеля — Антония Грамши, изложенной им в своих малоизвестных широкому кругу «Тюремных тетрадях». В своей объемной работе А. Грамши раскрывает эволюцию методов господства в текущее историческое время (30-е — 40-е гг.) и в будущем. Согласно его теории, в будущем основным агентом исторических преобразований станет интеллигенция. Именно на неё будут опираться как враги господствующего класса, так и те, кто придёт им на смену.
В строгом соответствии с данной теорией в России власть сделала работников бюджетного образования инструментом укрепления и увековечения своей власти.
Именно учителя и директора школ, зав. детскими садами составляют костяк избирательных комиссий, организуют в случае необходимости подмену избирательных бюллетеней и изменение итогов голосований. Их же власть стремится рассадить в кресла народных избранников — депутатов, чтобы фасад демократии выглядел респектабельнее.
Одновременно школа решает задачу перекодирования сознания и мировоззрения молодых граждан.
Уровень мыслительных качеств при этом — значения не имеет. Исключение — для получающих образование за деньги. Так искусственно усиливается расслоение между имущими и неимущими классами, потому что знание — по-прежнему является хоть и не основным, но всё же значимым источником благополучия.
Целью Советской школы было формирование широкой образованной массы независимо от доходов родителей и независимо от степени участия родителей в образовании детей. Партия и Правительство перед Советской школой ставили задачу — освободить родителей от бремени образования детей (не путать с воспитанием!) для стимулирования производительности их труда!
В итоге в фокусе сходились два мощных вектора развития и этим было уникально Советское образование!
Сегодня образование движется в обратном направлении и держится на остатке сознания и ответственности советских поколений учителей!