«- Почему у нас в стране так много чрезвычайных ситуаций?

— Да потому что у нас для этого целое министерство создано!»

Ходил такой анекдот в 90-х.

За это время МЧС обзавелось самой настоящей армией, разветвлённой сетью ситуационных и диспетчерских центров!

Костяк служб МЧС по-прежнему составляют пожарные отряды и муниципальные спецбригады.

Далее следуют более сложные и технически оснащённые спасательные отряды регионального и федерального уровня.

Чтобы понять специфику государственной политики в сфере гражданской обороны и борьбы со стихийными и техногенными бедствиями, достаточно сравнить таковую в СССР и РФ.

В СССР — поголовное обучение гражданской обороне, массовые сандружины, многочисленные укрытия и бомбоубежища, гигантские госрезервы… Многоэтажные дома строились на удалении друг от друга (чтобы не складывались как карточный домик при взрывной волне), резервное электропитание для МКД было обязательно, для предприятий и учреждений социальной сферы — тройной резерв!

Пожарные подразделения — на каждом крупном предприятии! И никаких министерств и управлений! Дело ведь — всенародное!

В РФ — ликвидация системы гражданской обороны, потому что все вокруг — друзья!

Разрушение систем резервного питания, включая пожарные гидранты. Сокращение пожарных станций и отрядов.

Ликвидация надзора за гидросооружениями и финансирования их содержания.

Ликвидация сплошного лесного надзора, прекращение очистки и пропашки лесных массивов.

Отстранение органов местного самоуправления от оперативной организации хозяйственных работ при ликвидации последствий природных и техногенных происшествий.

В итоге то, что раньше было всеобщей народной задачей — стало уделом ведомств и коммерческих структур. Итоги такого подхода не заставили себя ждать при столкновении с реальными угрозами, прилетающими через линию фронта.

Ни один важный объект теперь не имеет гарантированной защиты или представляет потенциальную угрозу.

Настало время нарастить силы МЧС людскими и техническими ресурсами, но и тут вся надежда на авось.