«- Почему у нас в стране так много чрезвычайных ситуаций?
— Да потому что у нас для этого целое министерство создано!»
Ходил такой анекдот в 90-х.
За это время МЧС обзавелось самой настоящей армией, разветвлённой сетью ситуационных и диспетчерских центров!
Костяк служб МЧС по-прежнему составляют пожарные отряды и муниципальные спецбригады.
Далее следуют более сложные и технически оснащённые спасательные отряды регионального и федерального уровня.
Чтобы понять специфику государственной политики в сфере гражданской обороны и борьбы со стихийными и техногенными бедствиями, достаточно сравнить таковую в СССР и РФ.
В СССР — поголовное обучение гражданской обороне, массовые сандружины, многочисленные укрытия и бомбоубежища, гигантские госрезервы… Многоэтажные дома строились на удалении друг от друга (чтобы не складывались как карточный домик при взрывной волне), резервное электропитание для МКД было обязательно, для предприятий и учреждений социальной сферы — тройной резерв!
Пожарные подразделения — на каждом крупном предприятии! И никаких министерств и управлений! Дело ведь — всенародное!
В РФ — ликвидация системы гражданской обороны, потому что все вокруг — друзья!
Разрушение систем резервного питания, включая пожарные гидранты. Сокращение пожарных станций и отрядов.
Ликвидация надзора за гидросооружениями и финансирования их содержания.
Ликвидация сплошного лесного надзора, прекращение очистки и пропашки лесных массивов.
Отстранение органов местного самоуправления от оперативной организации хозяйственных работ при ликвидации последствий природных и техногенных происшествий.
В итоге то, что раньше было всеобщей народной задачей — стало уделом ведомств и коммерческих структур. Итоги такого подхода не заставили себя ждать при столкновении с реальными угрозами, прилетающими через линию фронта.
Ни один важный объект теперь не имеет гарантированной защиты или представляет потенциальную угрозу.
Настало время нарастить силы МЧС людскими и техническими ресурсами, но и тут вся надежда на авось.